типикон

  • 41АНТИПАСХА — [греч. ἀντίπασχα букв. то, что вместо Пасхи], 2 я неделя (т. е. воскресенье) после недели Пасхи; др. названия: Новая неделя, Фомина неделя. Уверение Фомы. Дионисий и мастерская. Икона из ц. Св. Троицы Павлова Обнорского мон ря. 1500 г. (ГРМ)… …

    Православная энциклопедия

  • 42БЛАГОВЕСТ — в богослужении визант. обряда вид церковного звона: 1) звон в один церковный колокол или ударение в било; 2) сигнал, призывающий к богослужению или возвещающий о времени совершения его важных разделов; 3) в монастырском обиходе также призыв к… …

    Православная энциклопедия

  • 43«БОГ ГОСПОДЬ» — [греч. Θεὸς Κύριος], песнопение утрени и молебна, состоящее из стихов Пс 117 (основной стих: 27a+26a; 4 дополнительных: 1, 11, 17, 22+23). В чинопоследовании утрени по палестинскому Часослову, к рый используется Студийским и Иерусалимским… …

    Православная энциклопедия

  • 44ВОСКРЕСЕНЬЕ — [Церковнослав. ; греч. κυριακή; лат. dominica], один из дней недели, в христ. Церкви празднуемый как день Воскресения Иисуса Христа. Наименования В. Совр. рус. слова «воскресенье» и «воскресение» напрямую связаны по смыслу с празднуемым в этот… …

    Православная энциклопедия

  • 45ВЕЧЕРНЯ — Вечéрня [греч. σπερινός, также λυχνικά или λυχνικόν (светильники); лат. vesperae], одна из главных служб суточного круга в христ. Церкви. Обычное время ее совершения ок. 9 го часа дня, считая от восхода солнца, т. е. примерно время заката.… …

    Православная энциклопедия

  • 46АЛЛИЛУИЯ — [евр. < hy + , восхваляйте Господа], торжественная литургическая аккламация, содержащая две первых буквы ( ) Имени Божия. Авторы 1 Пар возводят возникновение богослужебного употребления А. ко времени царя Давида (1 Пар 16. 36), когда А. (вместе с …

    Православная энциклопедия

  • 47ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР — Господь Вседержитель и Семь Вселенских Соборов. Икона. 1989 г. Л. А. Забирова, Е. В. Исаева (ц. Св. отцов Семи Все ленских Соборов Данилова мон ря, Москва) Господь Вседержитель и Семь Вселенских Соборов. Икона. 1989 г. Л. А. Забирова, Е. В.&#8230; …

    Православная энциклопедия

  • 48ЗВОН — термин, имеющий в церковном словоупотреблении неск. значений: 1) набор церковных колоколов, расположенный на колоколонесущем сооружении (колокольне, звоннице или храме «под колоколы»); 2) пространство между столбами звонницы, в котором помещаются …

    Православная энциклопедия

  • 49Иерусалимский устав — Богослужебный Устав совокупность указаний, определяющая структуру и порядок православных богослужений и их сочетаний на все дни года. Книга, в которой устав записан, называется «Типикон» (греч. Τυπικόν от τύπος, «образец, устав»). Славянский&#8230; …

    Википедия

  • 50АНАСТАСИЯ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦА — Вмц. Анастасия Узорешительница. Икона. 2 я пол. XIV нач. XV вв. (ГЭ) Вмц. Анастасия Узорешительница. Икона. 2 я пол. XIV нач. XV вв. (ГЭ) [Фармаколитрия; греч. ̓Αναστασία ἡ Θαρμακολύτρια] († 290 или 304), вмц. (пам. 22 дек., пам. зап. 25 дек.),&#8230; …

    Православная энциклопедия

  • 51АРСЕНИЙ ВЕЛИКИЙ — Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Панагии Асину в Никитари (Кипр). 1105/06 г. Прп. Арсений Великий. Роспись ц. Панагии Асину в Никитари (Кипр). 1105/06 г. (ок. 354 449, Троя Вавилонская (совр. Тура)), прп. (пам. 8 мая, копт. 13 пашонс, пам. зап.&#8230; …

    Православная энциклопедия

  • 52Великий пост — Битва между карнавалом и …

    Википедия

  • 53Богослужебный устав — Богослужебный устав&#160; совокупность указаний, определяющих структуру и порядок православных богослужений и их сочетаний на все дни года. Книга, в которой устав записан, называется «Типикон» (греч. Τυπικόν от τύπος&#160; образец, устав).&#8230; …

    Википедия

  • 54ГЕОРГИЙ — [греч. Γεώργιος] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.). Один из наиболее известных святых в христ. мире, а в нек рых странах (напр., в Грузии и Англии) самый почитаемый. Претерпевший особо тяжелые&#8230; …

    Православная энциклопедия

  • 55АПОСТОЛЫ — [от греч. ἀπόστολος посланник, вестник], ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви. История термина В античной лит ре слово ἀπόστολος употреблялось для обозначения морской&#8230; …

    Православная энциклопедия

  • 56АКАФИСТ — [греч. ὕμνος ἀκάθιστος гимн, при пении к рого не сидят; церковнослав. ]. 1. Хвалебно догматическое песнопение ко Пресв. Богородице (4 го плагального, т. е. 8 го, гласа) (далее А. Богородице); в поздневизант. время стало называться «икосы» (οἶκοι) …

    Православная энциклопедия

  • 57АНТИДОР — [греч. ἀντίδωρον вместо Даров], в визант. обряде части агничной просфоры, оставшиеся после изъятия из нее св. Агнца; одна из святынь правосл. Церкви. Регулярно обычай вкушения А. отмечается уже в памятниках Студийского устава, где термин «А.» еще …

    Православная энциклопедия

  • 58«БОГОРОДИЦЕ ДЕВО» — [греч. Θεότοκε παρθένε], одно из наиболее употребительных богородичных песнопений, основанное на приветствиях, произнесенных арх. Гавриилом при Благовещении и прав. Елисаветой при посещении ее Пресв. Девой: « [вступительное обращение] …

    Православная энциклопедия

  • 59ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ — [греч. ῾Η ἁγία καὶ μεγάλη πέμπτη; церковнослав. лат. In Cena Domini, De Natale Calicis], четверг Страстной седмицы, посвященный воспоминанию событий, непосредственно предшествовавших взятию Христа под стражу и Его Распятию: Тайной вечере, во&#8230; …

    Православная энциклопедия

  • 60ВЕЛИКОЕ ЧТЕНИЕ — переходный элемент между вечерней и утреней в составе всенощного бдения. Основное практическое назначение В. ч. возможность регулировать продолжительность бдения в зависимости от продолжительности ночи. Указания о В. ч. присутствуют уже в&#8230; …

    Православная энциклопедия